Керамика
Навигация Как это делается? Новости
Ядринцевы-art.ru



 

Изготовление изразцов, секреты и технологии, полезная информация о керамике

Этот раздел предназначается для наших учеников и, надеемся, будет полезен как для начинающих керамистов, так и всех людей в той или иной мере интересующихся декоративной художественной керамикой.

В разделе мы постараемся в доступной форме более детально коснуться всех основных тем по изразцам и на их примере познакомим с особенностями и секретами производства керамики в целом, с учетом часто задаваемых нам вопросов.

Три золотых правила керамики

  1. Главное не вылепить, а главное высушить!
  2. Керамика не любит острых углов
  3. Начал работу — доведи ее до конца

Про изразцы


Главное не вылепить, а главное высушить!
Почему это так важно?
Глиняная масса податлива и пластична за счет содержащейся в ней воды и легко принимает любую форму подобно пластилину, главное условие керамики — однородная плотность текстуры изделия и отсутствие в ней воздушных полостей (воздушные полости при высокой температуре приводят к разрыву черепка). Но при сушке Ваша работа все равно почему-то трескается. Что может быть тому причиной? Причины могут быть разные, приведем основные.

1) Неправильная сушка. Начнем с того, что глина сохнет неравномерно, влага опускается вниз и свои работы при сушке желательно переворачивать. Но чаще всего, если у вас хорошая проверенная глина, причиной трещин может являться высокая температура в помещении и низкая влажность воздуха, происходит неравномерная усадка в процессе сушки, снаружи глина быстро подсыхает образуя плотную корку, а внутри еще остается влажная, разница объемов в усадке создает избыточное натяжение и сырец трескается, как жирная земля в засушливое лето. В этом случае работа (изделие) накрывается целлофаном, под целлофаном создается внутренний благоприятный для глины микроклимат при котором усадка происходит равномерно.

2) Если этот способ не дает результата, причина иная, причина уже в самой глине, в ее составе. Скорее всего, глина тощая и вам следует ее сменить. Лучше всего для начала работать с хорошими составами, которые теперь можно приобрести почти во всех художественных магазинах.

3) Есть еще один коварный и невидимый враг керамики — сквозняки, в этом случае глина сохнет с одной стороны быстрее и изделие начинает "вести", приводя к деформации поверхности или микротрещинам, особенно к сквознякам чувствительны плоские поверхности, в частности - изразцы.

Керамика не любит углов.
При выведении углов в керамических изделиях всегда создается напряжение при усадке (при сушке и обжиге усадка может доходить до 14%). Это незаметно в маленьких изделиях, но иногда становится целой проблемой при изготовлении больших изделий и широких поверхностей, особенно с последующим нанесением глазурей и дополнительных обжигах.
Углы — это еще и сколы, как правило, при транспортировке, перемещении и при загрузке в печь страдают именно углы.

Начал работу — доведи ее до конца.
Если вы взяли в руки комок глины и начали что-то делать, обязательно доведите свою работу (изделие) до конца. Только так и никак иначе появляется чувство материала и накапливается практический опыт, незаменимый никакой теорией. Декоративная художественная керамика — это тот случай, когда одного таланта художника недостаточно для воплощения творческой идеи без знаний технологических процессов.

Мы от души желаем все самореализации и творческих побед...!


Что же такое изразцы?

Изразцы, кафли
Изразец - русское слово, происходит от древнерусского - образец (от глагола образить - украсить), (ст.-слав. израз, от из- и праслав. razъ, rezъ — "резать, проводить, делать черту"; отсюда образ, образец, образить — украсить; сравн. изображение).
Кафли (от нем. Kachel, ), — облицовочные декоративные плитки: изготовленные из обожженной глины с рисунком, покрытые с лицевой стороны глазурью, имеющие с обратной стороны открытую коробку (румпу). Изразцы применяются для облицовки печей, каминов, стен, карнизов, а также для украшения фасадов.

На ряду с тем, что изразцы имеют свое функциональное применение, как прекрасный штучный облицовочный материал, изразцы также можно использовать исключительно в декоративных целях и рассматривать их как произведение искусства.


Какие бывают изразцы?

Изразцы есть каминные, печные, интерьерные и фасадные.

  • Различают изразцы
    • плоские, угловые, карнизные и фризовые изразцы
    • полнотелые и пустотелые изразцы
    • гладкие или рельефные изразцы
    • изразцы, покрытые глазурью (фарфоровые, фаянсовые, майоликовые)
    • неглазурованные изразцы (терракотовые)

Производство изразцов

Прежде чем появиться изразцу, ИЗРАЗЕЦ проходит длительный путь от гипсовой модели до готового эталонного состояния в несколько этапов.
Различия в обработке глины связаны с её природными свойствами, требованиями к конечному изразцу и секретами мастерства художника.

Коротко, традиционный технологический процесс изготовления изразца выглядит следующим образом:

  1. изготовление модели изразца из гипса или пластилина, снятие с нее формы
  2. для выведения сложной точности рельефа изразца изготавливается дополнительная гипсовая модель с последующей проработкой рисунка рельефа
  3. снятие гипсовых форм с готовой модели
  4. просушивание гипсовых форм
  5. последующая набивка формы изразца глиняной массой для получения четкого оттиска изразца или шликерное литье (в зависимости от используемой технологии изготовления изразца)
  6. доработка отливки или оттиска изразца, замывка, шлифовка
  7. сушка оттиска изразца занимает иногда до нескольких недель
  8. первый обжиг изразца при температуре свыше 1150° С (в зависимости от таблицы свойств материала)
  9. нанесение эмалей и глазурей на изразец
  10. второй обжиг изразца при температуре свыше 1000° С

Нанесения эмалей и обжиг изразца может повторяться от 1 до 4 раз, в зависимости от конкретного материала и специфических факторов. В результате получается готовый изразец со всеми необходимыми для него свойствами.
Высокая температура придаёт глине прочность, не уступающую натуральному камню. Таким образом, полученные изразцы являются крайне прочными и долговечными.

Благодаря природной характеристике глины - пластичности - возможно исполнение изразцов любой сложности форм и конфигураций. Разнообразная палитра цветовых оттенков для фаянсовых изразцов позволяет подчеркнуть индивидуальность интерьера. Облицовка из шамотной глины может быть выполнена в технике исполнения изразца 17 века или в авангарде, под мрамор или старый камень - с учетом особенностей интерьера, все зависит от ваших пожеланий .


Яндекс.Погода

Сайт создан в системе uCoz