|
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Навигация | Словарь художника | Новости | ||||||
|
Словарь художника керамистаПеречень терминов и понятий встречающихся в содержании сайта ААвтор (От лат. auctor) Творец - создатель художественного или публицистического произведения, научного исследования, проекта, изобретения и т. д. Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Не требуется никаких формальностей (регистрации и т. п.) для того, чтобы считаться автором. Как сказано в законе, "при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения". Ангоб (От франц. engobe) Ангоб - декоративное керамическое покрытие, наносимое на поверхность керамического изделия и закрывающее цвет или грубую структуру его материала в целях улучшения его внешнего вида. Различают ангобы белые (из беложгущихся глин) и цветные (из глин с цветообразующими добавками). Ангоб был широко распространён в античном декоративном искусстве; в русском гончарном производстве известен под названием "побела". Ангоб применяется в производстве цветного кирпича и двухслойных фасадно-облицовочных изделий. Ангоб обычно наносится (т. н. ангобирование) пульверизацией или поливкой свежеотформованных высушенных или обожжённых изделий с последующим обжигом. Ангоб может быть покрыт слоем прозрачной глазури (стекловидное покрытие), росписью и т. д. Ангобирование — Вид покрытия для декорирования керамики, отличающийся непрозрачностью и отсутствием блеска; содержит в исходном сырье значительное количество глинистого вещества, не образует стекловидного слоя. Аэрография
наверх
Способ декорирования, заключающийся в напылении суспензии керамических красок на изделие, закрытое трафаретом. Хорошим аэрографом можно выполнять текстовые надписи и тонкие цветовые переходы. Аэрография — направление в изобразительном искусстве, обусловленное использованием аэрографа, как основного инструмента художника. ББарботин Барботин - в средневековом Иране - неглазурованная художественная керамика с многоярусными накладными рельефными композициями. Барботин — тип накладного рельефа в керамическом искусстве. Барельеф -
Low relief От фр.Bas - низкий + Relief - выпуклая резьба. Барельеф - вид рельефной скульптуры, в котором все части которого выступают над плоскостью менее чем на половину своего объема. Барельеф используется для украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства. Батик
Батик - техника ручной росписи шелка, хлопчатобумажных тканей, предусматривающая нанесение рисунка с помощью воска, с последующим опусканием ткани в краситель, который окрашивает не покрытые воском участки. Различают несколько видов батика: горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Белизна Одно из важнейших декоративных свойств фарфора, фаянса, заключающееся в чистом белом цвете керамики, что достигается применением беложгущихся глин, очисткой сырьевых материалов и особым режимом обжига. Белье Обожженное глазурованное, но нерасписанное изделие. Бисквит фр.Biskuit Бисквит - в художественной керамике - белый неглазурованный, матовый фарфор. Бисквит используется как материал для мелких скульптурных произведений и для рельефов на посуде и вазах. Бюст
наверх
фр.Buste От итал.Busto - туловище Бюст - погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре. ВВаза
итал.Vaso фр.Vase От лат. vas — сосуд, посуда. Ваза — сосуд изящной формы, с живописными или лепными украшениями, сделанный из глины - керамики (фарфора, фаянса, майолики, шамота, терракоты), стекла, камня, металла и других возможных материалов. . Вазон 1 Емкость с землей для живых цветов, имеющая вид вазы или декоративной корзины. 2 Ваза — архитектурное украшение в виде сосуда с расширяющимся кверху параболоидным основанием. 3) Садовая, уличная и т.п. декоративная ваза для цветов. Витраж Витраж — декоративная композиция, выполненная из разноцветных или разрисованных кусков стекла, вставленная в оконный или дверной проем, в ширму, либо в самостоятельную раму. В материале В материале — скульптурное произведение, выполненное в задуманном автором твердом материале. Перевод в материал осуществляется по окончательной модели, исполненной из мягких материалов. наверх ГГлазурь - Glaze нем.Glasur Глазурь - тонкий стекловидный или частично закристаллизованный слой, покрывающий поверхность керамического изделия и закрепленный путем обжига при высоких температурах. Глазурь улучшает физико-химические и декоративные качества керамики, способствует увеличению ее механической прочности, химической стойкости, долговечности, повышает ее эксплуатационные качества. Различают цветную и бесцветную, прозрачную и кроющую глазурь. Глазурь восстановительная Восстановительная глазурь - богатая цветом глазурь, которая получается при обжиге с недостатком кислорода, углекислым пламенем. Глазурь кристаллическая Кристаллическая глазурь - глазурь, характеризующаяся особым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле. Глазури соляные Соляные глазури - глазури, получающиеся в результате оплавления глиняной поверхности парами поваренной соли. Соляные глазури отличаются легким, полуматовым блеском и сохраняют все мельчайшие детали скульптурной обработки поверхности. При добавлении в такую глазурь окиси она теряет свою прозрачность и превращается в эмалью. Глазурь теневая Теневая глазурь - глазурь, которая наносится на слегка рельефную или гравированную поверхность. Теневая глазурь воспроизводит соответствующий рисунок различиями в толщине слоя. Глина Глина — продукт химического разрушения горных пород, обладающий значительной пластичностью, основными компонентами которого являются минеральные вещества — соединения алюминия, кремния, железа, а также небольшие количества натрия, магния, кальция, калия. Глина способна образовывать тестообразную, легко размешиваемую массу, которой можно придавать любую форму. При значительном разжижении глина теряет свою пластичность и растекается, подобно грязи. Основную часть глины составляет коллоидальный гидрат кремнезема и глинозема, определяющий ее основные физические свойства, в том числе плохие теплоемкость и теплопроводность. Различные категории глин (жидкие, пластичные, жирные, малопластичные) применяются в соответствии со своими химическими и физическими свойствами. Различают также огнеупорные, в том числе фаянсовые глины и каолин, и легкоплавкие глины. Цвет глины зависит от ее минерального состава (присутствия железа, меди). Основными минералами, входящими в состав косметических глин, являются кварц, слюда и др. Горельеф - High relief От фр.Haut - высокий + Relief - выпуклая резьба. Горельеф - вид рельефной скульптуры, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Горельеф используется архитектуре. Графика - Graphic art
наверх
греч.Graphike; фр.Art graphique; нем.Graphik От лат.Grapho - рисую. Графика - искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами. Иногда в графике допускается применение цветных пятен. К графике относятся рисунок и различные виды его печатных воспроизведений: гравюра, литография, монотипия и др. В зависимости от содержания и назначения графика подразделяется: - на станковую; - на подготовительную: эскиз, набросок, зарисовки; - книжную и журнально-газетную; - прикладную графику: промышленную графику, грамоты, марки, этикетки, реклама и т.д.; - плакат. ДДекоративно-прикладное искусство Произведения декоративно-прикладного искусства - одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные изделия и другие художественные изделия: - отмеченные эстетическим качеством; - рассчитанные на художественный эффект; и - служащие для оформления быта и интерьера. Доу-цай
наверх
"Борьба цветов" Доу-цай - распространенный в Китае 12 века тип декора фарфоровых изделий; сочетание подглазурной росписи кобальтом с надглазурной росписью зеленой, красной и желтой эмалевыми красками. ИИзображение, Изобразительное искусство Изображение (от из- и ст.-слав. образъ; праслав. ob- и razъ — "резать, проводить, делать черту"; русск. образить — украсить; см. искусство) — способ, процесс и результат материализации зрительного образа какого-либо явления действительности (ассоц. с греч. isos — "равный, подобный"; см. изображение и слово; изоморфизм). В более глубоком смысле — изображение есть процесс выражения человеческого, духовного содержания через материальную форму произведения искусства, которое от этого получает наименование изобразительного. Изобразительное искусство воплощает состояния человеческого духа посредством изображения состояний природы. Это отражено в германской этимологии: Bild — "образ"; Bilder — "изображение"; Bilden — "просвещать, воспитывать". Нем.Bildende kunst. Изобразительные искусства — раздел пластических искусств: - возникших на основе зрительного восприятия наглядных образов действительности; - создающих изображения мира на плоскости и в пространстве; - использующих в качестве художественных средств рисунок, цвет, пластику и светотень; - объединяющих живопись, скульптуру, графику и фотоискусство. В зависимости от специфики различные виды изобразительных искусств воспроизводят объем, цвет, пространство, а также материальную форму предметов и световоздушную среду. Изразцы, кафли Изразец - русское слово, происходит от древнерусского - образец (от глагола образить - украсить). Кафли (от нем. Kachel). Облицовочные декоративные плитки: изготовленные из обожженной глины с рисунком, покрытые с лицевой стороны глазурью, имеющие с обратной стороны открытую коробку (румпу). Изразцы применяются для облицовки печей, каминов, стен, карнизов, а также для украшения фасадов. Различают изразцы: - плоские, угловые, карнизные и фризовые изразцы, - полнотелые и пустотелые изразцы, - гладкие или рельефные изразцы, - изразцы, покрытые глазурью (фарфоровые, фаянсовые, майоликовые) - неглазурованные изразцы (терракотовые) Интерьер -
Interior От фр.Interieur - внутренний свет. Интерьер - архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания. Интерьер формируют: - архитектурное решение: размеры помещения, форма, ритм размещения опор, окон, выступов ниш и т.д.; и - характер убранства: меблировка и оборудование. Искусство
наверх
От ст.-слав, искоусити от кусить, праслав. kusiti из готск. kausjan Искусство — опытные знания, навыки и умения; то, что делается мастерски, искусно (от искус — опыт, проба; искушение — испытание). ККамин Камин, каминная печь - комнатная печь с широкой открытой топкой, предназначенный для обогрева помещения. К основным частям камина относятся: - топливник - ниша, в которой происходит сгорание топлива - под - своего рода колосник, на который укладывают топливо - дымоход - дымовая труба, отводящая продукты сгорания - зольник - выдвижная металлическая емкость для сбора золы Кашпо Франц. cache-pot - от cacher - прятать и pot - горшок Кашпо - декоративный сосуд, внутрь которого ставится горшок с растением. «Скрывают» в кашпо обычно глиняные горшки, которые со временем теряют привлекательность, покрываясь солевым налётом. Кашпо для помещений чаще всего изготавливают из пластмассы, дерева, металла, лозы или керамики — терракоты, майолики. Для улицы или холодных помещений используют морозоустойчивые материалы — фаянс или шамот. У кашпо нет традиционных для обычных цветочных горшков дренажных отверстий, поэтому непосредственно в него растения практически не высаживают, используя лишь в декоративных целях — красотой отделки некоторые кашпо не уступают вазам. Керамика - Ceramics фр.Ceramique; нем.Keramik От греч.Keramike - гончарное искусство. Керамика - материалы и изделия из глин и их смесей с неорганическими соединениями, полученные путем обжига при высоких температурах. Основными технологические видами керамики являются гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. Керамика Художественная Тонкая керамика. Художественная керамика - художественные изделия из обожженной глины специального состава и изготовления: фарфор, фаянс, майолика, терракота, гончарные изделия. Коллаж От фр.Collage - приклеивание Коллаж - в широком смысле - сочетание двух разнородных элементов и материалов или же произведений искусства и реальных объектов. Коллаж - в узком смысле - изображение, сделанное путем наклеивания на бумажную основу тканей, фотографий, вырезок из прессы и т.д. Коропластика Коропластика - изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр. Кракле фр.Craquele Кракле - в художественной керамике - сеть тонких трещин на глазурованной поверхности керамического изделия: - полученная при обжиге из-за несоответствия коэффициентов расширения черепка и глазури; - обработанная посредством подкраски и заплавленности; - порождающая декоративный эффект. Круглая скульптура
наверх
Круглая скульптура - вид скульптуры, произведения которой представляют собой самостоятельные трехмерные объемы, - свободно размещаемые в пространстве; - не связанные с плоскостью фона; - обычно требующие кругового обзора. Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа. ЛЛандшафт Ландшафт (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) — понятие, употребляющееся в разных, но связанных между собою значениях в географии, ландшафтной экологии, живописи, ландшафтной архитектуре, компьютерной графике и т. д. В широком смысле — визуальный характер местности, её геопространственная структура. Ландшафтные изделия Ландшафтные изделия являются закономерным и естественным продолжением общего впечатления, производимого домом в целом. Ландшафтные изделия выбираются исходя из уже определенного стиля дома. Люстр
наверх
От лат.Lustro - освещаю Люстр - тонкая прозрачная пленка, наносимая на глазурованную поверхность фарфоровых и фаянсовых изделий для придания им после обжига радужного металлического блеска. ММайолика итал.Maiolica Майолика - крупнопористые керамические изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками. Подробнее... ± Минаи
наверх
Минаи - в Иране 12-13 веков - тип художественной керамики из высококачественной высококремнеземистой светлой массы с полихромной кистевой росписью легкоплавкими эмалями поверх обожженной кремовой или бирюзовой непрозрачной глазури. НнаверхООбраз
Образ (др.-русск. образъ; праслав. ob и razъ — "раз, резать, проводить черту") — вид, изображение, форма (греч. eikon, typos, morphe). Отсюда: образить (украсить), образец, ображать (придавать форму, отделывать), обрабатывать, образовывать, образование (учение, усвоение), преображение, преобразование, воображение, соображение, прообраз, образчатый (см. изразцы), образдить (смирить, укротить), безобразный (сравн. красота). Опак От лат.Opacus - непрозрачный Опак - высший сорт фаянса: - внешне мало отличающийся от фарфора; - имеющий пористый и непрозрачный черепок; - способный принимать многоцветную роспись. Отливка
наверх
Отливка - процесс воспроизведения скульптурного оригинала или его гипсовой копии посредством заполнения форм, предварительно снятых с этой модели, жидким затвердевающим веществом. Обычно отливка выполняется специалистами-литейщиками под наблюдением автора оригинала. ППапье-маше От фр.Papier mache - жеваная бумага Папье-маше - пластическая масса из размельченной и размоченной бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавками-наполнителями: мелом, глиной, гипсом или клеем. Папье-маше: - является основным бутафорский материалом; и - используется для формования и прессования бытовых и художественных моделей. Печь Печь — устройство, в котором в результате горения топлива или превращения электрической энергии выделяется тепло, используемое для тепловой обработки материалов или изделий либо для отопления. Бытовая печь - устройство с огневой топкой, в которой сжигается топливо и выделяется энергия, используемая: - для местного отопления - для приготовления пищи, нагрева воды, выпечки хлебобулочных изделий, и для других бытовых целей. Печи различают: По толщине наружных стенок различают тонкостенные, толстостенные и комбинированные печи. По применяемому материалу различают кирпичные, чугунные и железные печи, а также печи из жаропрочного бетона и из керамики. Русская печь — печь особой конструкции, массивна и долго сохраняет тепло, встречается чаще всего в России. В такой печи несколько (обычно две) заслонок для дыма. Дым идет по сложному лабиринту ходов, прогревая множество кирпичей. Обязательно наличие так называемого «борова» (выкладывается из кирпича на чердаке, иногда в нём делается камера для копчения), иначе печь будет быстрее остывать. Русская печь топится дровами (берёза, осина, липа, сосна, ель и др. породы), а также отходами производств деревообработки (щепа, горбыль, корьё, брак производства). Осиной топить русскую печь плохо, так как расход дров раза в два выше, чем при топке другими породами («Осина не горит без керосина»). Пираин Пираин - бисквит, появившийся в середине 19 века и отличающийся оттенком желтоватого цвета. Плакета От фр. plaquette - дощечка Памятная или сувенирная медаль, не круглой формы, может изготовляться из драгоценных и др. металлов; из керамики, фаянса, фарфора (керамические плакеты). 1 - Название биллонной монеты австрийских Нидерландов и епископства Люттиха, чеканенной с 1755 по 1793 г. с указанием стоимости (14 лиардов) на аверсе и двуглавым орлом на реверсе. Вес монеты 2,12 г (1,06 г серебра). 2 - Название четырехугольных и многоугольных (в отличие от круглых) памятных и декоративных медалей (сувениров и украшений), изготовление которых началось со времен Возрождения. Полуфаянс
наверх
Полуфаянс - изделия из материалов невысокого качества, составляющие переход к гончарным изделиям. РРельеф - Raised work
наверх
От фр.Relief - выпуклая резьба Рельеф - вид скульптуры; скульптурное изображение на плоскости, являющейся физической основой и фоном изображения. В рельефе воспроизводятся сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы. Различают: - выступающий над плоскостью фона выпуклый рельеф, который подразделяется на контррельеф и койланаглиф; - врезанный в глубь плоскости фона углубленный рельеф, который подразделяется на барельеф и горельеф. ССкульптура Лат. Sculpture, от Sculpo – вырезаю, высекаю; фр.Statue; нем.Bildhauerkunst Скульптура, ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира (анималистика). Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф. Скульптура может быть разделена на виды: - мелкая пластика, - станковая скульптура, - монументальная скульптура, - монументально-декоративную скульптура. Скульптура малых форм Мелкая пластика. Скульптура малых форм - небольшие скульптурные произведения: - изготовляемые художественной промышленностью и народно-художественными промыслами из керамики, металла, кости, камня, стекла или пластмассы; и - предназначенные для украшения жилого интерьера. К скульптуре малых форм относятся: - жанровые статуэтки; - настольные портретные изображения; - игрушки; а также - произведения медальерного искусства и глиптики. Станковая скульптура Станковая скульптура - род скульптуры, предназначенной: - для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров; а также - для продажи на художественном рынке. Станковая скульптура: - рассчитана на восприятие с близкого расстояния; - не связана с предметным окружением и архитектурой конкретного интерьера; - предполагает продолжительный контакт со зрителем и побуждает его к сопереживанию. Скульптурный материал Скульптурный материал - материал, из которого изготавливаются произведения скульптуры: - глина, воск, пластелин и другие мягкие вещества, служащие для лепки; - камень, дерево и другие твердые вещества, обрабатываемые путем удаления ненужных частей материала и постепенного выявления объемной формы; - металл, гипс, бетон, пластмасса и другие вещества, способные переходить из жидкого состояния в твердое и служащие для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Скульптурный станок Скульптурный станок - деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры. Поворачивая доску, скульптор получает возможность: - менять освещение будущего произведения; и - корректировать его выразительность и его восприятие с разных точек зрения. Статуэтка фр.Statuette Статуэтка - вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. Сырец
наверх
Отформованный полуфабрикат до обжига. ТТерракота
наверх
фр.Terre cuite От итал.Terracotta - обожженная глина Терракота - неглазурованные изделия строительного, бытового и художественного назначения из обожженной цветной глины пористого строения. После обжига терракота приобретает характерные цвет и фактуру. В истории искусства терракота представлена статуэтками, вазами и деталями архитектурной декорации. ФФарфор Porcelain; China греч.Pharphuri; фр.Porcelaine; нем.Porzel-lan Фарфор - художественные изделия из белой глины со специальными примесями: - обожженные при температуре 1250-1450 град.С; - не имеющие глазури на нижнем ободке; - просвечивающие в тонком слое; - отличающиеся непористым строением; - непроницаемые для воды и газа; - имеющие низкое водопоглощение и достаточно высокую твердость. Обычно фарфор покрывается прозрачной глазурью. Фарфор появился в Китае в 4-6 веках. В зависимости от температуры обжига различают изделия из твердого и мягкого фарфора. Фаянс фр.Faience От г.Фаэнца - центр керамического производства в Италии Фаянс - (художественные) изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, покрытые прозрачной глазурью. Внешне фаянсовые изделия отличаются: - пористостью черепка; - полной непрозрачностью; - глазурью на нижнем ободке изделий. Фаянс применяется для изготовления предметов мелкой пластики, посуды, плитки и сантехнических изделий. Подробнее... ± Фэн Шуй
наверх
Дословно «ветер и вода» ФЭН ШУЙ - это даосская практика символического освоения пространства. Древняя китайская наука, исследующая влияние пространственных объектов (предметов, их формы, цвета, качества) друг на друга и на человека. Она также вырабатывает способы создания сбалансированного окружающего пространства положительно влияющего на здоровье человека, его семейную жизнь, трудовую деятельность. Подробнее ЦЦветочница Цветочница - специальный сосуд, изготовленный из керамики, железобетона или дерева, в который высаживаются цветочные растения, выставляемые на улицах, в интерьерах зданий или местах с ограниченной площадью. Цек
наверх
Цек - вид дефекта глазури, образование сети волосяных трещин из-за неправильного подбора состава глазури к данному черепку. Этот эффект в Кракле достигается специально. ЧЧерепица Черепица — кровельный штучный керамический материал. Два основных вида современной черепицы - это керамическая и цементно-песчаная черепица. - Керамическая черепица (натуральная черепица) изготавливается из пластичной глиняной массы путем формования, сушки и последующего обжига в специальных печах при температуре около 1000 °С, в зависимости от свойств глины. Для изготовления керамической черепицы применяются легкоплавкие глины, которые, в отличие от глин, используемых для изготовления кирпича, более жирные и пластичные. - Цементно-песчаная черепица изготавливается из цемента, натурального кварцевого песка и пигментов на основе оксида железа. Такая черепица не подвергается обжигу, а получает прочность в результате твердения цемента. Качество цементно-песчаной черепицы в большой степени зависит от качества применяемого сырья и соблюдения технологии производства. Черепок
наверх
1 - Обломок, осколок разбитого глиняного, фарфорового, фаянсового и т.п. изделия. 2 - Масса в обожженном виде для изготовления керамических изделий (спец.). ШШамот фр.Chamotte Шамот - огнеупорная глина или каолин, обожженные при высоких температурах до спекания черепка. Шамот используется для парковых скульптур, для ваз и в мелкой пластике. Шликер нем. Schlicker Шликером в настоящее время называют жидко-тестообразную глиненную массу на водной основе (водные суспензии составов на основе глины) состоящую из каолина, кварца и полевого шпата. Шликер используется в производстве фарфора (фарфоровое литье), фаянса (фаянсовое литье) и других керамических изделий. Заливается шликер, как правило, в гипсовые формы (шликерное литье). Типичная влажность шликера для литья фарфора - 30-33%, для литья фаянсa - 33-37%, шликеры на основе красножгущихся глин могут иметь влажность и более 40%. Чем меньше влажность шликера, тем быстрее происходит формирование слоя керамической массы на поверхности гипсовой формы, тем меньше усадка при сушке и деформация изделий. Для приготовления шликера с низкой влажностью в его состав вводят дефлоккулянты (разжижители) - жидкое стекло, кальцинированную соду, углещелочной реагент - в количестве 0,1-0,5%. Шликерное литье
наверх
Шликерное литье — один из методов литья керамической изделий в гипсовые формы. Подробнее смотрите >> Шликер. ЭЭкстерьер Экстерьер - внешний облик здания. |
|||||||
Керамика для интерьера и ландшафта © 2008 - 2017 Copyright © Творческая мастерская Ядринцевых. Тел.: +7 (951) 903-92-88 |
||||||||
|